Упражнения
на восстановления дыхания
1.«Аист». На вдохе
поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, гордо
вывести вперед, зафиксировать. На выдохе
сделать шаг Опустить ногу и руки,
произнося «ш-ш-ш».
2.«Воздушные
шары». Выполнять в ходьбе по площадке. 1 — руки * стороны,
вверх, вдох через нос, выполнить хлопок
в ладоши («шар лопнул»); 2 — руки в
стороны, вниз, произнося «с-с-с» или
«ш-ш-ш» («шар*!*, спустился»).
3.«Ворона». И.п.: о.с.
Сделать вдох через нос, руки поднять через стороны
вверх. Приседая, опустить руки на
голову, произнося «кар-кар-кар».
4.«Вот
сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. 1 — вдох —
руки в стороны; 2 — выдох — наклон
туловища вправе 3 — вдох — вернуться в
и.п.; 4 — то же влево.
5.«Вырасту
большой». И.п.: ноги вместе, руки вниз. Поднимаясь на носки,
подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь
на всю стопу, выло* «ух-х-х».
6.«Грибок». И.п.:
глубокий присед, руки обхватывают колек:--(«грибок
маленький»). Медленно выпрямиться,
разводя руки в стороны, немного отвести
голову назад (вдох) («грибок вырос»).
7.«Гуси». На вдохе
наклон вперед: глядя вперед и вытягивая ше произносить
«ш-ш-ш».
8.«Гуси-лебеди
летят». Ходьба, имитируя полет. На вдохе рук?: («крылья»)
поднимать, на выдохе опускать, произнося
«г-у-у-у».
9.«Дышим
животом». Руки на животе — вдох и выдох носом. Руки за спину
— вдох и выдох носом.
10.«Ежик».
И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть нога в коленях и
подтянуть их к груди. Выпрямить ноги
(«ф-ф-ф»).
11.«Журавль». И.п.: о.с.
Сделать вдох, поднять правую ногу, согнутую слегка в
колене, руки в стороны, вниз, произнести
«ур-р-р». Выполнить то же левой ногой.
12.«Заводные
машинки». И.п.: о.с. Руки в «замок» перед собой, (вдох»
выполнять
вращательные движения большими пальцами
и произносить «ж-ж-ж».
13.«Здравствуй,
солнышко!». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину.
Медленно поднять руки вверх, скользя по
туловищу, руки в сторону, голову
поднять вверх (вдох), медленно вернуться
в и.п.
14.«Каланча». И.п.: стоя,
руки в стороны (вдох), опуская руки, произносить «с-
с-с».
15.«Каша
кипит», или «Варим кашу». И.п.: о.с, одна рука на груди,
другая
на животе. Выполнить вдох через нос
(втягивая живот), а выдох через рот,
произнося «ш-ш-ш» или «ф-ф-ф» («каша
кипит») и выпячивая живот.
16.«Лотос». И.п.: сидя
по-турецки, плечи слегка отведены назад, голова
приподнята, кисти рук лежат тыльной
стороной ладони на коленях, указательные
и большие пальцы сомкнуты в колечки.
Вдох диафрагмой (плечи не
поднимаются), представить струю воздуха,
пронизывающую до макушки по
всему позвоночнику, медленный выдох ртом
(можно выполнять с закрытыми
глазами).
17.«Луговые
цветы». В ходьбе по площадке (руки на пояс) выполнять
повороты головы в правую (левую)
сторону, одновременно выполняя два вдоха
через нос. Выдох происходит между
циклами поворота головы в ту или другую
сторону.
18.«Лиса»,
«Кошка», «Тигр на охоте». Ходьба по площадке, выставляя правую
(левую) ногу вперед, две руки ладошками
сложить на колено, прогибая спину.
Выполнить два-четыре резких вдоха,
голова приподнята («тигр ищет добычу»,
«кошка ищет мышку») и т.д.
19.«Лыжник». И.п.: стоя,
слегка наклонившись вперед и присев, ноги как бы
на ширине лыжни, правая рука впереди
(кисть сжимает «лыжную палку»), левая
рука далеко сзади, кисть раскрыта.
Вдохнуть, плавно присесть, правую руку вниз,
назад к бедру, мощный выдох, левая рука
выносится вперед (вдох).
20.«Малый
маятник», «Маятник». И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину.
Наклоны туловища в стороны. При наклоне
выдох, выпрямиться — вдох.
21.«Мельница». Выполнить
вдох и вращать прямыми руками, произнося
«жр-р-р».
22.«Насос». Сделав вдох,
резко наклониться на выдохе, скользя по ноге
двумя руками, произнести «с-с-с».
23.«Обними
плечи». И.п.: о.с, руки согнуты в локтях и подняты на уровень
плеч кистями друг к другу. В момент
короткого шумного вдоха носом бросаем
руки навстречу друг другу, как бы
обнимая себя за плечи. '
24.«Одуванчик». И.п.: сидя,
ноги «калачиком», спина прямая, руки согнуты в
локтях и приподняты вверх. Выполнять
пальчиковую гимнастику «Пальчики
здороваются» («мизинчик с мизинчиком...»),
затем произнести: «Подуй на одуванчик,
на беленький цветочек. Подуй, подуй
сильнее, и станешь здоровее» — и, набрав
носом воздух, подуть на кисти рук
(«одуванчик»).
25.«Паровоз»
или «Поезд». Ходить, имитируя согнутыми руками движение
колес паровоза, и произносить
«чух-чух-чух».
26.«Партизаны». И.п.: стоя,
палка (ружье) в руках. Ходьба, высоко поднимая
колени. На два шага — вдох, на
четыре-шесть шагов выдох с произнесением
слова «ти-ш-е-е».
27.«Петушок». На вдохе
подняться на носки, потянуть вперед гордо поднятую
голову, руки поднять в стороны, отвести
назад. На выдохе хлопать себя по
бедрам («ку-ка-ре-ку»).
28.«Повороты
головы». И.п.: о.с. Повернуть голову вправо и сделать короткий
шумный вдох справа. Затем сразу же (без
остановки посередине) повернуть
голову влево, шумно и коротко понюхать
воздух слева. Справа — вдох, слева
(вдох). Выдох уходит в промежутке между
вдохами. Шею не напрягать,
туловище и плечи не двигаются и не
поворачиваются вслед за головой.
29.«Погончики». И.п.:
встать прямо, сжатые кулаки кисти рук прижаты к
поясу. В момент короткого шумного вдоха
носом с силой толкнуть кулаки к полу,
как бы отжимаясь от него или сбрасывая с
рук что-то. При этом во время толчка
кулаки разжать. Плечи и момент вдоха
напрячь, руки вытянуть в струну (тянутся
к полу), пальцы рук широко растопырить.
На выдохе вернуться в и.п.: кисти рук
снова на пояс, пальцы сжаты в кулаки —
выдох ушел.
30.«Подуем
на плечо». И.п.: о.с, смотреть прямо перед собой, руки на пояс.
Выполнить вдох через нос и повернуть
голову в правую сторону, выдох (губы
трубочкой) — подуть на плечо. То же
выполнить в левую сторону.
31.«Плечики». И.п.: о.с,
смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову
вправо, правое ухо идет к правому плечу
— выполнить два коротких шумных
вдоха носом. Затем слегка наклонить
голому влево, левое ухо идет к левому
плечу — тоже вдох («ушко с плечиком
здороваются»).
32.«Прогулка в лес».
♦«В
колыбельке подвесной летом житель спит лесной» {орех).
И.п.: лежа на спине,
руки вдоль туловища. 1 — вдох; 2 — вьщох
— сесть С прямыми ногами, руки к
носкам; 3 — вдох; 4 — вьщох, вернуться в
и.п.
♦«Вот
нагнула елочка зеленые иголочки». И.п.: ноги врозь, руки опущены вниз,
кисти рук в стороны. 1 — вдох; 2 — вьщох
— наклон туловища вперед; 3—4 вдох
— вернуться в и.п. — вьщох.
♦«Вот
сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.С , 1 — вдох — руки
в стороны; 2 — выдох — наклон туловища
вправо! 3 — вдох — вернуться в и.п.; 4
— то же влево.
♦«Детки
в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.п.: ноги
вместе, руки за голову. 1 — вдох —
подняться на носки; 2 — выдох — присед; 3
— вернуться в и.п.
♦«Стоит
Алена— листва зелена, тонкий стан, белый сарафан». И.п.: ноги
врозь, руки вниз. 1 — вдох — руки через
стороны вверх, подняться на носки; 2
— выдох — руки вперед — вниз, опуститься
на всю стопу.
33.«Регулировщик». И.п.: ноги
на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая
в сторону. Поменять положение рук резким
движением, сделать вдох. Снова
поменять положение рук — выдох.
34.«Рубка
дров» или «Дровосек». Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на
ширине плеч (поднимая руки вверх,
выполнить глубокий вдох через нос), на
выдохе наклон туловища вперед с
одновременным опусканием рук и
произнесением «ух!».
35.«Свеча». И.п.: о.с,
руки сцеплены в «замок», большие пальцы подняты вверх
(«свеча горит»). Выполнить вдох через
нос и подуть на большие пальцы,
произносить «фу-фу-фу» («задуем свечу»).
36.«Сердитый
ежик». Наклониться как можно ниже, обхватить руками грудь,
голову опустить, произнося звук
рассерженного ежа «п-ф-ф-ф-р-р».
37.«Снежинки». И.п.: о.с,
руки согнуты в локтях, ладошками вверх («на ладошку
упали снежинки»). Выполнить вдох через
нос и подуть на ладошки, произнести
«фу-фу-фу» (губы трубочкой) («снежинки
полетели»).
38.«Тихоход». Ходьба,
высоко поднимая колени. На 2 шага — вдох, на 4—6
шагов — выдох. Выдыхая, произносить
«ти-ш-ш-ше».
39.«Трубач». Воображаемую
трубу поднести к губам. Имитируя движения
трубача, нажимать пальцами клавиши и
произносить «ту-ту-ту».
40.«Ушки». И.п.: о.с,
смотреть прямо перед собой. Слегка наклонить голову
вправо, правое ухо идет к правому плечу
— короткий шумный вдох носом.
Затем слегка наклонить голову влево,
левое ухо идет к левому плечу — тоже
вдох. Стоя ровно и смотря прямо перед
собой, как бы мысленно кому-то
говорите: «Ай-ай-ай! Как не стыдно!»
Выдох уходит пассивно в промежутке
между вдохами, но голова при этом
посередине не останавливается.
41.«Цветок
распускается». И.п.: стоя, руки на затылке, локти сведены
(нераскрывшийся бутон). Медленно
подниматься на носки, потянуть руки вверх и
в стороны — вдох («цветок
раскрывается»), вернуться в и.п. (выдох).
Условия: по мячу на каждую команду; количество участников — от семи человек в команде.
Ковер — не самолет
Условия: по покрывалу для каждой команды; количество участников — от девяти человек в команде. Оптимальное количество игроков в команде — двенадцать человек, то есть четыре тройки.
Условия: по надувному шарику и ракетке для каждой команды; количество участников — от четырех человек в команде.
Руки вместо ног
Условия: количество участников — от пяти человек в команде.
Отмечается начало и конец игровой площадки. Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются в линию одна параллельно другой. Игра начинается по сигналу ведущего и осуществляется, как любая другая эстафета.
Первый игрок опирается на руки, а второй берет его сзади за ноги. Так пара двигается до финиша, обратно дети бегут, взявшись за руки. Кто вперед завершит эстафету, тот и победил.
Игры-эстафеты
Мяч над головой
Условия: по мячу на каждую команду; количество участников — от семи человек в команде.
Игроки делятся
на команды. Команды выстраиваются в ряд одна параллельно другой. Игрок, стоящий
первым в ряду, получает мяч. Он направляющий.
Игра начинается по сигналу ведущего. Направляющий игрок поднимает мяч над головой, над головой же передает его стоящему сзади, тот делает то же самое. Оборачиваться, передавая мяч, нельзя. Когда мяч окажется у последнего игрока, он бежит вперёд и встает перед первым, игровые действия повторяются. Когда мяч снова вернется к направляющему игроку, команда хором кричит: "Стоп!". Вторая команда останавливает свои действия. Она проиграла.
Игра начинается по сигналу ведущего. Направляющий игрок поднимает мяч над головой, над головой же передает его стоящему сзади, тот делает то же самое. Оборачиваться, передавая мяч, нельзя. Когда мяч окажется у последнего игрока, он бежит вперёд и встает перед первым, игровые действия повторяются. Когда мяч снова вернется к направляющему игроку, команда хором кричит: "Стоп!". Вторая команда останавливает свои действия. Она проиграла.
Ковер — не самолет
Условия: по покрывалу для каждой команды; количество участников — от девяти человек в команде. Оптимальное количество игроков в команде — двенадцать человек, то есть четыре тройки.
Отмечается
начало и конец игровой площадки. Игроки делятся на две команды. Команды
выстраиваются в линию одна параллельно другой. Каждая команда получает по
покрывалу.
Игра начинается
по сигналу ведущего и осуществляется, как любая другая эстафета, только задание
выполняют сразу три игрока: один садится на покрывало, а двое его везут. Роли в
каждой тройке нужно распределить заранее. Разумеется, на "ковер"
лучше посадить самого миниатюрного, а роль извозчиков дать тем, кто посильнее.
Впрочем, об этом ребята должны догадаться сами. Когда первая тройка возвращается,
в игру вступает вторая и т. д.
Хитрый шарик
Условия: по надувному шарику и ракетке для каждой команды; количество участников — от четырех человек в команде.
Отмечается
начало и конец игрового поля. Игроки получают по надувному шарику и по ракетке,
и встают параллельно друг другу в начале поля. Игра начинается по сигналу
ведущего.
Задача игроков:
довести шарик до конца площадки, отбивая его ракеткой и вернуться обратно,
передать эстафету следующему, не давая ему при этом шарику ни лопнуть, ни
упасть на пол. Кто первым придет к финишу и не допустит нарушений, тот и
победитель.
Руки вместо ног
Условия: количество участников — от пяти человек в команде.
Отмечается начало и конец игровой площадки. Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются в линию одна параллельно другой. Игра начинается по сигналу ведущего и осуществляется, как любая другая эстафета.
Первый игрок опирается на руки, а второй берет его сзади за ноги. Так пара двигается до финиша, обратно дети бегут, взявшись за руки. Кто вперед завершит эстафету, тот и победил.
Посади картошку
Условия: чётное количество игроков,
ведёрко для каждой команды, 4 малых мяча для каждой команды и 4 обруча для
каждой команды.
Две команды
выстраиваются в колонны по одному. Перед командами на противоположном конце
площадки лежат 4 обруча. Первым игрокам вручают по ведру с «картошкой». По
сигналу дети бегут, раскладывают «картошку» в обручи и пустое ведёрко передают
вторым номерам. Вторые номера бегут, собирают «картошку» в ведёрко и
передают третьим и т. д. Побеждает команда, раньше завершившая игру.
Мой весёлый
звонкий мяч
Условия: для игры нужны
баскетбольные мячи по числу команд.
Ребёнок бежит в
прямом направлении, отбивая мяч одной рукой, обегает указатель, возвращается
таким же способом и отдаёт мяч следующему.
Выигрывает
команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому номеру.
Шайбу-шайбу
Условия: клюшка и шайба на каждую
команду.
Участники команд
выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой в 10—12 м ставят по
флажку (или указателю). Первые номера в командах получают по клюшке и шайбе. По
сигналу они должны, подбивая шайбу клюшкой, обвести ее вокруг флажка и вернуть
обратно к линии старта. Затем клюшка передается второму игроку, который, в свою
очередь, обводит шайбу вокруг флажка, и т. д. Побеждает команда, первая
завершившая игру.
Пингвины
Условия: по одному мячу на каждую
команду.
Две команды
выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в 10 – 12 м ставят по флажку.
Первые номера в командах получают по мячу. Зажав его между коленями и
передвигаясь прыжками, они устремляются к флажку, возвращаются, неся мяч в
руках. Мячи передаются вторым игрокам, потом третьим и т. д. Побеждает команда,
завершившая игру первой.
Когда дети
натренируются, игру можно усложнить: каждый должен передвигаться с двумя мячами
— один зажать между коленями, а другой держать в руках.
На скакалке я
скачу
Условия: скакалки.
Команды
построены в колонну по одному, в руках у направляющих короткие скакалки. По
сигналу первые номера начинают передвижение, прыгая обусловленным способом
через скакалку и, обогнув стойку, находящуюся на расстоянии 8-10 м,
возвращаются назад, передавая скакалку вторым номерам, и т. д. Во время
передвижения с учетом расстояния надо сделать не менее 10–12 оборотов
скакалкой.
Кто быстрее
проползёт
Условия: скамейки,
указатели.
Команды
построены в колонну по одному. По сигналу первые номера начинают передвижение,
проползая по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь двумя руками,
обогнув стойку, находящуюся на расстоянии 8-10 м, возвращаются назад,
передавая эстафету вторым номерам, и т. д.
Ловкие ребята
Условия: 3-4
обруча на стойке на каждую команду.
Команды
построены в колонну по одному. По сигналу первые номера начинают передвижение,
пролезая через обручи, обогнув стойку, находящуюся на расстоянии 8-10 м,
возвращаются назад, передавая эстафету вторым номерам, и т. д.
С кочки на кочку
Условия: 3-4
обруча на каждую команду, разложенные в ряд на полу.
Команды
построены в колонну по одному. По сигналу первые номера начинают передвижение,
прыгая из обруча в обруч на двух ногах. Обегают стойку, обратно бегут без
задания, передавая эстафету следующему игроку.
Расстояние между
обручами можно постепенно увеличивать
Обезьянки
Условия: 2
гимнастических лестницы, указатели, 2 корзины, «бананы» по количеству игроков.
Команды
построены в колонну по одному. По сигналу первые номера начинают передвижение,
обегая указатели змейкой, залезая на лестницу, срывая банан. Обратно бегут
гладким бегом, передавая эстафету хлопком.
Прокати мяч
Условия: по одному мячу на каждую
команду, указатели – 4-5 на команду.
Две команды
выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в 10 – 12 м ставят по флажку.
Первые номера в командах получают по мячу. По сигналу они прокатывают мяч,
огибая указатели до флажка, возвращаются, неся мяч в руках. Мячи передаются
вторым игрокам, потом третьим и т. д. Побеждает команда, завершившая игру
первой.
Забавные
мартышки
Условия: 2
гимнастических лестницы, указатели, 2 корзины, «бананы» по количеству игроков.
Команды построены
в колонну по одному. По сигналу первые номера начинают передвижении в прямом
направлении к лестнице, залезая на лестницу, срывая банан. Обратно бегут
гладким бегом, передавая эстафету хлопком.
Такси
Условия: два
обруча, указатели.
Команды
построены парами. Первая пара одевает на себя обруч. По сигналу они бегут по
прямой, к указателю, огибают его и возвращаются обратно, перекидываю обруч на
следующую пару, эстафета продолжается. Побеждает команда, первая закончившая
эстафету.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Всем известно, что дыхание - это жизнь! Чтобы дети были здоровыми,
активными и энергичными нужно с детства привить им привычку правильно
дышать!
Почему дыхательная гимнастика нужна?
- Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой
клеточки организма.
- Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.
- Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и
нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает
пищеварение.
- Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с
волнением и раздражительностью.
- Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто
болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также
выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной
астмой.
- Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение
(медикаментозное,гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё
несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы
организма.
Для того, чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения, предлагаю
превратить их выполнение в веселую игру, сопровождая чтением забавных
стихотворений! И тогда дыхательная гимнастика станет для ребенка
приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться!
Техника выполнения дыхательных упражнений
1) При выполнении данных дыхательных упражнений ребенок должен
вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Упражнения выполняются без
задержки дыхания в среднем или даже медленном темпе.
2) Следите за тем, чтобы ребенок не скруглял спину и не поднимал плечи.
3) Не следует выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько
хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по
дням недели.
Внимание!!!
Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не
было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое
изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и
онемения в руках, ногах).
Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе
(«ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко
дышим в них. После этого дыхательную гимнастику можно продолжить.
«СУП»
Дайте ребенку стакан с водой, опустите в него соломинку от коктейля. Край
стакана должен быть на уровне губ. Пусть ребенок дует в соломинку, не
раздувая щеки, так, чтобы вода в стакане «кипела» как суп.
Варит суп сестрёнка Юля
Варит суп в большой кастрюле
От усердия сопит.
Суп готов, давно кипит
«ОДУВАНЧИК»
Предложите ребенку взять одуванчик. Если одуванчика нет, можно ватный
шарик надеть на соломинку для коктейля. Одуванчик или шарик должен
находиться на уровне губ ребенка на расстоянии 20 сантиметров. Делаем
вдох через нос, а выдыхаем через рот, вытягивая губы «трубочкой».
Упражнение выполняем не более пяти раз, чтобы не спровоцировать у
ребенка головокружение.
Одуванчика пушинки,
Так похожи на снежинки
Ветерок подул слегка
Снег идет, и нет цветка
Комментариев нет:
Отправить комментарий